Опыт и результаты совершенствования управленческого образования
Базовым принципом обеспечения качества обучения в научно-образовательном центре «ИНЖЭК» Уральского федерального университета является приоритет научных исследований. Другими словами, только преподаватели, активно занимающиеся наукой, могут стать участниками учебного процесса на уровне современных требований. Успешная реализация данного принципа докладывалась авторами на многих международных конференциях, а результаты опубликованы в многочисленных статьях.
Опора на новые знания позволила внедрить опережающее обучение
Развернутая исследовательская программа из пятнадцати проектов, базирующаяся на прорывном научном направлении «Упреждающее управление в активно развивающихся отраслях и секторах экономики», позволяет получать новые знания для своевременного реагирования на глобальные вызовы в области технологической модернизации и цифровизации, создания индустрии 4.0, подготовки высококвалифицированных кадров с необходимыми компетенциями. При формировании исследовательской программы учитывалась потребность в новых знаниях относительно трендов контекста, прежде всего в части отраслевых научно-технических достижений и новых технологий, меняющих содержание деятельности и компетенций менеджеров; методов конструирования будущего и способов обеспечения гибкости и адаптивности сложных систем, определяющих контент, принципы и технологии опережающего обучения; методов оценки рисков в условиях неопределенности.
Прирост новых знаний создал основу уникальной научно-образовательной платформы опережающего обучения в сквозной системе «бакалавриат – ДПО – магистратура – аспирантура – докторантура», содержащей инструментарий организации непрерывного образования в течение всей профессиональной жизни менеджера.
Платформа, транслируя задачи и результаты исследовательской программы в глобальном сетевом пространстве, организует активный творческий процесс. В результате радикально повышается качество образования за счет взаимодействия с академическим и экспертным сообществом глобальной экосистемы, а также постоянного обновления контента и методов обучения.
Ключевыми сервисами научно-образовательной платформы являются доступ к постоянно обновляемой базе знаний, коллаборации в научных публикациях, формирование команд прорыва для разработки уникальных проектов, инновационные туры на передовые предприятия, проектирование и коррекция индивидуального трека саморазвития специалиста.
Основой для создания сервисов научно-образовательной платформы является база знаний, которая содержит более 50 учебников, 450 научных статей и 100 проектов, подготовленных преподавателями и студентами НОЦ «ИНЖЭК». База знаний позволяет радикально перестроить процесс обучения за счет самостоятельного изучения теоретических вопросов и высвобождения времени для сосредоточения на актуальных проблемах, освоении междисциплинарных знаний и компетенций. Появляется возможность реализовать прогрессивные пропорции учебного процесса: дискуссии по проблемам – 20%, исследования и аналитика – 25%, проектирование – 35%, демонстрация передового опыта – 20%.
Концептуальное представление механизма научно-образовательной платформы
Во внедренческой части исследовательской программы подготовлен ряд проектов. В качестве примера выделим два из них: мультипроект «Новые лидеры для технологического прорыва», проект «Образовательные продукты нового поколения в модульном исполнении». Данные проекты позволяют осуществить прорыв в глобальном лидерстве за счет организации опережающего обучения, реализации образовательных продуктов повышенной рыночной ценности в модульном исполнении, а также развертывания масштабной исследовательской работы с вовлечением молодых менеджеров и инженеров, преподавателей и студентов начиная с бакалавриата. Такой подход, реализуемый совместно с компаниями «МРСК Урала», «Башкирэнерго», «Т Плюс», «К Телеком», на деле продемонстрировал партнерство науки, образования и бизнеса.
Выпуск менеджеров нового типа – инноваторов с компетенциями концептуальных проектировщиков новых производственных и управленческих систем и их внедрения в действующее или создаваемое производство – выдвигает в качестве актуальной повестки быстрое внедрение опережающего обучения. Его ключевыми объектами являются:
1) методология конструирования сложных систем, насыщенных инновационными элементами и обладающих гибкостью и адаптивностью;
2) ожидаемые изменения отраслевого контекста, прежде всего в результате мировых трендов научно-технического прогресса;
3) прогнозы ресурсных ограничений и турбулентности внешней среды: кадры, топливо, технологии, финансовая и валютная волатильность и др.;
4) природоохранные ограничения и экологические риски;
5) методы упреждающего управления, преодолевающие ресурсные и экологические ограничения и стабилизирующие конкурентоспособность бизнеса;
6) требования к качеству человеческого ресурса и его готовности к изменениям.
Важнейшим объектом опережающего обучения, конечно, является сама система упреждающего управления в компании (организации). Здесь важно показать студентам, что внедрение упреждающего управления на основе принципиально другой модели управления развитием означает интеллектуальную революцию в менеджменте, радикальные изменения его парадигмы, методологии, организационных систем и процессов.
Опережающее обучение невозможно – это следует подчеркнуть – без интегрирования в образовательный процесс целевого научно-исследовательского компонента – постоянной генерации новых знаний относительно зарождающихся тенденций, их природы, факторов развития. Учебный материал ориентирован на управление инновациями, прогрессивные решения в области инженерии и управления, а также освоение принципов и методов конструирования будущего. Примерами курсов, соответствующих идеологии опережающего обучения и реализуемых нами при обучении магистров, являются: «Интеллектуальные производства», «Методология и практика цифровизации», «Системная инженерия для менеджеров», «Инновационное лидерство», «Цифровые платформы и экосистемы», «Концептуальное проектирование и визуализация».
В целом, по мнению экспертов, в образовательных программах подготовки менеджеров для новой индустрии необходимо уделять значительно больше внимания:
- инженерно-техническим вопросам отрасли и ее научно-техническим перспективам – до 20–22% общего объема учебной программы у бакалавров и магистров;
- готовности к инновационной деятельности – 10% общего объема программы у бакалавров и 14% – у магистров;
- методам самообучения – 13% общего объема программы у бакалавров и столько же у магистров.