Сортируемые отходы направляют на мусоросортировочные комплексы, несортируемые — на мусороперегрузочные станции. Фото: Илья Сафаров.
В 2018 году в России приняли Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления. В 2019 году в Свердловской области приняли региональную программу в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами. В 2020-м в стране начали широко внедрять дуальную систему сбора мусора. Однако, как поясняют эксперты, внедрение реформы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) все еще буксует. Какие трудности необходимо решить, каких результатов уже удалось достичь и какой вклад вносит региональный бизнес, рассказали специалисты УрФУ.
«Для реализации реформы необходимо решить два главных аспекта — перестроить производство и потребительское мышление. В первом случае нужно создать и внедрить ресурсосберегающие технологии, инновационные методы эффективной переработки, развивать инфраструктуру по раздельному сбору, утилизации, обезвреживанию и безопасному размещению ТКО. Кроме того, необходимо диверсифицировать ряд отраслей, создать специальные бизнес-модели. Это огромная работа на многие годы вперед», — перечисляет сложности заведующая кафедрой экономики природопользования УрФУ Елена Магарил.Необходимо проводить и эко-просвещение на всех уровнях, добавляют эксперты: от домохозяек до специалистов муниципальных управленческих звеньев. Люди зачастую не сортируют отходы в силу недостаточной информированности о принципах работы — они попросту не знают, что в регионе существуют специализированные объекты обработки ТКО, и не видят результаты внедрения реформы, полагают специалисты.
«Жители до сих пор думают, что раздельное накопление — лишь фикция, и разные контейнеры забирают одним автомобилем и отвозят на полигон. На самом деле это в корне неверно. Сортируемые отходы направляются в специализированные объекты обработки ТКО (мусоросортировочные комплексы), а несортируемые отходы транспортируются на мусороперегрузочные станции, либо сразу на объекты размещения отходов, — рассказывает специалист в сфере обращения с отходами, аспирант УрФУ Дмитрий Журавлев. — Кроме этого, нет механизмов и послаблений, по которым в случае наличия системы раздельного накопления жители начинают платить меньше. Полагаю, это связано с тем, что система раздельного сбора отходов находится на начальной стадии и требуются большие ресурсы для ее внедрения и развития».
Необходимо проводить и эко-просвещение на всех уровнях, добавляют эксперты: от домохозяек до специалистов муниципальных управленческих звеньев. Люди зачастую не сортируют отходы в силу недостаточной информированности о принципах работы — они попросту не знают, что в регионе существуют специализированные объекты обработки ТКО, и не видят результаты внедрения реформы, полагают специалисты.
«Жители до сих пор думают, что раздельное накопление — лишь фикция, и разные контейнеры забирают одним автомобилем и отвозят на полигон. На самом деле это в корне неверно. Сортируемые отходы направляются в специализированные объекты обработки ТКО (мусоросортировочные комплексы), а несортируемые отходы транспортируются на мусороперегрузочные станции, либо сразу на объекты размещения отходов, — рассказывает специалист в сфере обращения с отходами, аспирант УрФУ Дмитрий Журавлев. — Кроме этого, нет механизмов и послаблений, по которым в случае наличия системы раздельного накопления жители начинают платить меньше. Полагаю, это связано с тем, что система раздельного сбора отходов находится на начальной стадии и требуются большие ресурсы для ее внедрения и развития».Пока реализация вторичных ресурсов экономически невыгодна для таких крупных объектов, как мусоросортировочные комплексы (МСК). Это связано с высокими затратами на строительство, а также дальнейшее обслуживание МСК и плавающей ценой на вторичные ресурсы. Сейчас приоритетная задача для МСК не заработать, а уменьшить количество отходов, которое впоследствии будет размещаться на полигонах, поясняет специалист.
«Реализация вторичных ресурсов (ВР) может быть экономически выгодна организациям-заготовителям, где содержатся пункты приема ВР. Крупные заводы, производящие какую-либо продукцию и имеющие в наличии оборудование для переработки ВР в сырье, в рабочем режиме покупают вторичные ресурсы по среднерыночной стоимости и пользуются услугами логистических компаний для доставки ВР. Если говорить про Уральский регион, то у нас присутствуют все заводы, возможности которых покрывают большинство видов вторичных ресурсов: металлы, стекло, картон, бумага, большинство видов пластика», — добавляет Дмитрий Журавлев.
Среди трудностей эксперты также отмечают нехватку мощностей по обработке и утилизации отходов, недостаточное финансирование и непроработанность внедряемой системы: опыт западных стран не подходит России в силу больших расстояний между населенными пунктами. В целом эксперты отмечают: необходимо решить комплекс задач — научно-исследовательских, инженерно-технических, организационно-экономических, законодательных, культурно-образовательных.
«Пожалуй, первоочередной задачей является подготовка кадров, так как обращение с отходами производства и потребления — очень специфичная область, требующая междисциплинарных знаний. В России в настоящее время очень ограничен опыт реализации образовательных программ, сфокусированных на обращении с отходами, между тем, эта задача должна решаться в достаточно сжатые сроки, — добавляет Елена Магарил. — В Уральском федеральном университете идут по этому направлению. Вуз является участником Консорциума по научно-методологическому обеспечению перехода к экономике замкнутого цикла. Консорциум был создан Российским экологическим оператором с целью объединить ведущие российские вузы и компании отрасли для подготовки кадров, обеспечивающих переход к экономике замкнутого цикла в России».
Вклад в экологию региона вносят и промышленные предприятия Свердловской области. Как поясняют эксперты, многие региональные промышленники вносят значительный вклад в негативное воздействие на окружающую среду. В 2021 году их объем образования отходов производства и потребления составил порядка 174 млн тонн (цифра ежегодно растет), из которых утилизировано и обезврежено 75,9 млн тонн.
«Все эти предприятия, безусловно, осознают свой вклад в загрязнение окружающей среды. Многие предприятия Свердловской области уже не один год осуществляют природоохранные мероприятия, направленные на утилизацию отходов и снижение объемов их размещения. Они ликвидируют объекты накопленного экологического вреда, проводят мероприятия по предотвращению размещения вновь образующихся отходов и снижению количества уже накопленных отходов», — говорит доцент кафедры экономики природопользования УрФУ Мария Березюк.
Бизнес вкладывает средства и в охрану окружающей среды, и в рациональное использование природных ресурсов, поясняют специалисты. Так, в 2021 году на строительство, расширение и реконструкцию природоохранных объектов инвестировано 5,3 млрд рублей — это 1,7 % от общего объема инвестиций в основной капитал организаций Свердловской области.
«Основным источником инвестиций в 2021 году были собственные средства организаций — 70,7 %. Из бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, по данным министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, использовано 14,8 %. В структуре текущих затрат на охрану окружающей среды в 2021 году наибольший удельный вес принадлежал затратам на обращение с отходами — 42,2 %», — перечисляет Мария Березюк.
Справка
По данным ППК «Российский экологический оператор», в 2021 году в субъектах Российской Федерации введено в эксплуатацию 15,52 млн тонн мощностей по обработке (сортировке) ТКО и 4,63 млн тонн по утилизации ТКО. Кроме того, 1,55 млн тонн мощностей по сортировке, утилизации и размещению ТКО в составе комплексов по переработке отходов. Это позволило достичь показателей федерального проекта: 43,3 % ТКО отправили на сортировку и 11,6 % — на утилизацию.
Источник: https://urfu.ru/ru/news/47503/
Автор: Анна Маринович